Профессия лингвист необходимые знания и умения. Презентация "Профессия переводчик". Плюсы и минусы профессии
Область базовых знаний № 1 и их уровень
Область базовых знаний № 2 и их уровень
Профессиональная область
Межличностное взаимодействие
Доминирующий интерес
Дополнительный интерес
Условия работы
переводчик
адаптация
– формализация
гуманитарные науки
, уровень 3, высокий (теоретический)
фи
лология, иностранные языки, уровень 2, средний (практическое использование знаний)
иностранный язык
редкое
социальные
предпринимательский
в помещении,
вне помещения, мобильный
Доминирующие виды деятельности:
организация и проведение экскурсий по культурно-историческим местам для иностранных граждан;
сопровождение иностранных граждан во время их визитов в страну;
оказание помощи в размещении и проживании иностранных граждан;
переводы на презентациях, деловых встречах, переговорах (синхронные переводы);
осуществление письменных переводов (специализированной научной, технической, художественной, публицистической литературы);
составление информационно-тематических планов, отчетов;
сопровождение русскоязычных групп при поездках за границу;
осуществление переводов иностранных теле- и радиопрограмм, кинофильмов;
преподавательская деятельность.
Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:
Способности:
коммуникативные способности (умение налаживать, устанавливать контакты с людьми различного возраста , пола, социального положения и культуры);
вербальные способности (умение связно и четко излагать свои мысли, хорошо поставленная речь, богатый словарные запас);
высокий уровень организаторский способностей;
хорошие мнемические способности (хорошая память);
гибкость мыслительных процессов;
высокий уровень распределения внимания (способность уделять внимание нескольким объектам одновременно);
способность быстро принимать решения в условиях изменяющейся ситуации;
способность преподносить материал с учетом особенностей каждой конкретной аудитории;
физическая и психическая выносливость.
Личностные качества, интересы, склонности:
вежливость, тактичность;
воспитанность;
находчивость;
остроумие;
энергичность, настойчивость;
чувство собственного достоинства;
эрудированность;
порядочность;
выдержанность.
Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельн
ости:
замкнутость;
агрессивность;
раздражительность;
грубость, невоспитанность;
невнимательность;
пассивность;
некоммуникабельность.
Области применения профессиональных знаний:
туристические фирмы, агентства, бюро;
международные организации, компании;
гостиницы, рестораны;
презентации, переговоры, деловые встречи;
музеи, галереи, выставки;
образовательные учреждения.
История профессии
Профессия переводчика – одна из древнейших. Необходимость в ней возникла , как только сложились национальные языки, отличные друг от друга. Достаточно вспомнить известный библейский сюжет о Вавилонской башне и о том, какими беспомощными стали люди, перестав понимать друг друга.
Несколько раз делались попытки создать и использовать универсальный, всеобщий язык «эсперанто». Однако эти попытки всеобщего признания не получили. Ведь каждый язык, каждое наречие несет национальное своеобразие, отражает историю и культуру каждого народа. Поэтому нужда в переводчиках остается и растет с развитием международного туризма и межнациональных отношений.
Некоторые профессии, которые могут подойти человеку с данным типом ли
чности (социальный и предпринимательский):
юрист;
судья;
социальный служащий;
продавец;
страховой агент;
медсестра.
1 Романова, Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. 2-е изд. СПб.: Питер, 2003. – 464 с.: ил.
Слайд 2
Наименование профессииДоминирующий способ мышленияОбласть базовых знаний № Ли их уровеньОбласть базовых знаний № 2и их уровеньПрофессиональная областьМежличностное взаимодействиеДоминирующий интересДополнительный интересУсловия работыпереводчикадаптация - формализациягуманитарные науки, уровень 3,высокий (теоретический)филология, иностранные языки,уровень 2, средний (практическоеиспользование знаний)иностранный языкредкоесоциальныйпредпринимательскийв помещении, вне помещения,мобильный
Слайд 3
Доминирующие виды деятельности:организация и проведение экскурсий по культурно-историческим местам для иностранных граждан;сопровождение иностранных граждан во время их визитов в страну;оказание помощи в размещении и проживании иностранных граждан;переводы на презентациях, деловых встречах, переговорах (синхронные переводы);осуществление письменных переводов (специализированной научной, технической, художественной, публицистической литературы);составление информационно-тематических планов, отчетов;сопровождение русскоязычных групп при поездках за границу;осуществление переводов иностранных теле- и радиопрограмм, кинофильмов;преподавательская деятельность.
Слайд 4
Качества, обеспечивающие успешность выполненияпрофессиональной деятельности:Способности коммуникативные способности(умение налаживать, устанав-ливать контакты с людьми раз-личного возраста, пола, социаль-ного положения и культуры);вербальные способности (уме-ние связно и четко излагатьсвои мысли, хорошо поставлен-ная речь, богатый словарныйзапас); высокий уровень организаторс-ких способностей;хорошие мнемические способ-ности (хорошая память); гибкость мыслительных про-цессов; высокий уровень распределе-ния внимания (способностьуделять внимание несколькимобъектам одновременно);способность быстро прини-мать решения в условиях из-меняющейся ситуации;способность преподносить ма-териал с учетом особенностейкаждой конкретной аудито-рии; физическая и психическая вы-носливость.
Слайд 5
Личностные качества, интересы и склонности: вежливость, тактичность; воспитанность; находчивость; остроумие; энергичность, настойчивость; чувство собственного достоинства; эрудированность; порядочность; Выдержанность.
Слайд 6
Качества, препятствующие эффективностипрофессиональной деятельности: замкнутость; агрессивность; раздражительность; грубость, невоспитанность; невнимательность; пассивность; некоммуникабельность.
Слайд 7
Области применения профессиональных знаний: туристические фирмы, агентства, бюро; международные организации, компании; гостиницы, рестораны; презентации, переговоры, деловые встречи; музеи, галереи, выставки; образовательные учреждения.
Слайд 8
История профессии Профессия переводчика - одна из древнейших. Необходимость в ней возникла, как только сложились национальные языки, отличные друг от друга. Достаточно вспомнить известный библейский сюжет о Вавилонской башне и о том, какими беспомощными стали люди, перестав понимать друг друга. Несколько раз делались попытки создать и использовать универ-сальный, всеобщий язык «эсперанто». Однако эти попытки всеобщего признания не получили. Ведь каждый язык, каждое наречие несет национальное своеобразие, отражает историю и культуру каждого народа. Поэтому нужда в переводчиках остается и растет с развитием международного туризма и межнациональных отношений.
Слайд 9
Некоторые профессии, которые могут подойтичеловеку с данным типом личности(социальный и предпринимательский): юрист; судья; социальный служащий; продавец; страховой агент; медсестра.
Слайд 10
Учебные заведения, обучающие данной профессии: Профессию переводчика можно получить в высших учебных заведениях. Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова.117234, Москва, Ленинские горы. Тел. 939-13-89. Московский государственный педагогический университет. 119435,Москва, ул. М. Пироговская, 1. Тел. 932-47-53, 246-60-11. Московский городской педагогический университет. Москва,проезд 2-й Сельскохозяйственный, 4. Тел. 181-77-21, 181-66-05. Московский государственный открытый педагогический институт.109004, Москва, ул. Верхняя Радищевская, 18. Тел. 376-03-31,227-20-53. Московский государственный лингвистический университет. 119034,Москва, ул. Остоженка, 38. Тел. 245-06-12,245-02-02.
Посмотреть все слайды
Квалификацию лингвиста можно получить в ГрГУ им. Янки Купалы на филологическом факультете , обучаясь по специальности:
Лингвистика
– наука о естественном человеческом языке как важнейшем средстве коммуникации в обществе и обо всех языках мира как индивидуальных его представителях.
Лингвист, преподаватель иностранных языков – профессиональная квалификация специалиста с высшим образованием в области лингвистики и лингводидактики, владеющего совокупностью компетенций, предъявляемых к специалистам со знанием иностранного языка, и способного осуществлять свою профессиональную деятельность в сфере преподавания иностранных языков в различных типах учебных заведений, в том числе в системе высшего профессионального образования и в других сферах деятельности, требующих специалистов со знанием иностранных языков на профессиональном уровне.
История профессии
Наука о языках существует уже не одну тысячу лет. История упоминает о лингвистах, толкующих древние тексты и составляющих алфавиты, которые принадлежали разным векам и разным цивилизациям. Ещё в V веке до н. э. священнослужители и учёные Индии сформировали основы современного языковедения: деление слов на части речи, классификацию звуков и много других новшеств на то время. Также законы формирования предложений, деление слов на слоги и другие наблюдения были описаны лингвистами Греции, Китая, арабских стран и некоторых других народов. В средние века, которые характеризовались замедлением развития науки, лингвисты работали в основном только с латынью и арабским языком. Бурное развитие этой области знаний началось с первой половины XIX века и продолжается по сей день. Оно характеризуется созданием такого количества трудов по языковедению, которое не было написано за много веков до этого.
Доминирующие виды деятельности:
Изучение феноменов речи, правил, эволюции языков, родство с другими диалектами и наречиями;
составление словарей, описание грамматики языка, справочников;
разработка научно-технической и специальной терминологии;
совершенствование алфавита и орфографии;
научные исследования в области фонетики, морфологии, синтаксиса;
изучение диалектов и разговорного варианта литературного языка;
истолкование древних культур через факты их языка, обучение языку.
Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:
Способности:
Лексические и лингвистические способности;
высокий уровень словесно-логического мышления;
способность к системному и сравнительному анализу;
способность порождать новые идеи (креативность);
способность к междисциплинарному подходу при решении проблем;
владение научными понятиями и способность воспринимать и понимать различные термины;
хорошая долговременная память.
Личностные качества, интересы и склонности:
Организованность, аккуратность, четкость, собранность;
упорство, самоконтроль;
любознательность, интерес к исследованиям в области лингвистики;
склонность к разработке научно-технической и специальной терминологии, склонность к работе с информацией;
склонность к работе в сфере общения, изучению диалектов;
стремление к самопознанию, саморазвитию, профессиональному росту и высокому качеству результатов труда.
Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:
Неорганизованность, безответственность;
отсутствие склонности к исследовательской деятельности;
невнимательность;
некоммуникабельность.
Области применения профессиональных знаний:
Бюро переводов;
туристические агентства;
международные компании;
исследовательские организации;
учреждения образования.
Работа в системе «Человек – Знаковая система», «Человек-Человек».
Лингвист, переводчик – это специалист, глубоко знающий основной предмет, т.е. язык (русский или иностранный), т.к. лингвистика – это наука о языке, его общественной природе и функциях, о закономерностях функционированного и исторического развития, о классификации конкретных языков.
Функции лингвиста-переводчика обширны и разнообразны и зависят от того, где он работает: в научно-исследовательском институте или на преподавательской работе. В самом общем виде их можно определить следующим образом: составление словарей, написание грамматики языка, разного рода справочников, перевод с одного языка на другой, разработка научно-технической и специальной терминологии, совершенствование алфавита и орфографии, научные исследования в области фонетики, морфологии, синтаксиса, изучение диалектов и разговорного варианта литературного языка, истолкование древних культур через факты их языка, обучение языку.
Объектом профессиональной деятельности специалиста являются: теория иностранных языков, иностранные языки и культуры, теория культуры и межкультурная коммуникация.
В соответствии с полученной подготовкой лингвист-переводчик может выполнять следующие виды деятельности: преподавательскую, социально-педагогическую, организационно-управленческую, научно-методическую, воспитательную, культурно-просветительную. Области применения профессиональных знаний: туристические фирмы, агентства, бюро; международные компании и организации; гостиницы и рестораны; презентации, переговоры, деловые встречи; музеи, галереи, выставки; образовательные учреждения.
В зависимости от выбора сферы деятельности лингвист переводчик организует и проводит экскурсии по культурно-историческим местам для иностранных граждан. Сопровождает иностранных граждан во время их визитов в страну. Делает переводы на презентациях, деловых встречах, переговорах (синхронные переводы). Осуществляет письменные переводы (специализированной научной, технической, художественной, публицистической литературы). Составляет информационно-тематические планы, отчеты. Сопровождает русскоязычные группы за границу. Осуществляет перевод иностранных теле- и радиопрограмм, кинофильмов.
Условия работы: в помещении, вне помещения, мобильный. Орудия труда: словари, оргтехника, литература, справочники, люди.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ
Должен знать:
- иностранные языки в совершенстве;
- практическую грамматику и фонетику;
- лексикологию;
- практику устной и письменной речи,
- историю языка;
- теорию и практику перевода;
- принципы межличностной и массовой коммуникации;
- фонетический и грамматический строй изучаемых языков, специфику смысловой структуры слов, фразеологических единиц, сочетаемости лексических единиц.
- широкий диапазон знаний по гуманитарным наукам: социологии, философии, психологии, культурологии, педагогике, античной культуре, зарубежной литературе, стилистике русского языка
Должен уметь:
- синхронно переводить устную речь;
- осуществлять письменные переводы;
- организовывать и проводить экскурсии по культурным и историческим местам;
- быстро принимать решения в условиях изменяющейся ситуации;
- преподносить материал с учетом особенностей каждой конкретной аудитории;
- быстро налаживать, устанавливать контакты с незнакомыми людьми разного возраста, пола, социального положения и культуры;
- связно и четко излагать свои мысли.
Профессионально важные качества
- Развитое аналитическое мышление, гибкие мыслительные процессы,
- хорошая долговременная структурированная память, память на слуховые образы,
- концентрация и устойчивость внимания,
- развитое словесно-логическое мышление,
- коммуникативные и организаторские способности, умение слышать и слушать
- вербальные способности, хорошо поставленная речь, богатый словарный запас,
- высокий уровень распределение внимания;
- эмоциональная устойчивость, терпеливость, тщательность, пунктуальность, любознательность исследователя,
- физическая и психическая выносливость.
Медицинские противопоказания
Ярко выраженных медицинских противопоказаний профессия не имеет.
Близкие профессии (специальности)
Преподаватель иностранного языка, переводчик, специалист по межкультурному общению.
Обучение
Высшие учебные заведения.
Профессия переводчика – одна из древнейших. Необходимость в ней возникла, как только сложились национальные языки, отличные друг от друга. Достаточно вспомнить известный библейский сюжет и Вавилонской башне и о том, какими беспомощными стали люди, перестав понимать друг друга.
Несколько раз делались попытки создать и использовать универсальный, всеобщий язык «эсперанто» Однако эти попытки всеобщего признания не получили. Ведь каждый язык, каждое наречие несет национальное своеобразие, отражает историю и культуру каждого народа. Поэтому нужда в переводчиках остается и растет с развитием международного туризма и межнациональных отношений.